Поиск Карта сайта Главная страница

Вторая всероссийская научно-практическая конференция «Развитие саморегулирования оценочной деятельности: конкуренция, стандартизация и подготовка кадров»
Город проведения: Москва Дата: 25 июня 2009 г.
Организаторы: Московская финансово-промышленная академия, Некоммерческое партнерство «Саморегулируемая организация «Национальная коллегия специалистов-оценщиков»

 

 

Вторая всероссийская научно-практическая конференция "Развитие саморегулирования оценочной деятельности: конкуренция, стандартизация и подготовка кадров"

 

25 июня 2009 года в Москве, в здании Московской финансово-промышленной академии состоялась Вторая всероссийская научно-практическая конференция «Развитие саморегулирования оценочной деятельности: конкуренция, стандартизация и подготовка кадров». Организаторами Конференции выступили Московская финансово-промышленная академия и Некоммерческое партнерство «Саморегулируемая организация «Национальная коллегия специалистов-оценщиков».

Конференция состояла из трех частей:

  • пленарного заседания «Конкуренция на рынке оценочных услуг: место и роль саморегулируемых организаций, оценочных компаний и оценщиков»;
  • круглого стола «вопросы взаимодействия СРОО, оценочных компаний и оценщиков на рынке оценочных услуг»;
  • панельной дискуссии «Профессиональные компетенции оценщиков как фактор конкурентоспособности на рынке оценочных услуг».

Открыли конференцию Первый проректор МФПА Леднев Владимир Алексеевич и Исполнительный директор Российской коллегии оценщиков Буров Александр Олегович.

В следующем выступлении Ректор Финансовой академии и Президент создаваемой аудиторской саморегулируемой организации «Аудиторская палата России» Грязнова Алла Георгиевна рассказала о становлении саморегулирования в аудиторской деятельности.

Большое оживление в зале вызвал доклад Заместителя председателя Национального совета по оценочной деятельности Федотовой Марины Алексеевны.

Она рассказала об обеспокоенности Германа Оскаровича Грефа отсутствием актуальной методологии оценки в условиях кризиса, а также передала его просьбу к оценщикам перестать выполнять заказные оценки. Сбербанк в ближайшее время собирается провести аккредитацию по отбору оценщиков в центральном и региональных офисах, в случаях, когда банк сам является Заказчиком.

Одной из основных проблем на рынке в настоящее время является демпинг, и Национальный совет будет с этим бороться, в том числе и путем создания на сайте НСОД списков демпингующих оценщиков. В этот список будут попадать те компании, которые выигрывают конкурсы за бесплатно, 1 руб. и иные неадекватные стоимости (прим. автора – на Конгрессе был озвучен один интересный момент, связанный с выигрышем конкурса за 0 руб. Работы в этом случае не могут быть начаты, так как невозможно перечислить аванс).

Была затронута тема стандартов оценки. В настоящее время предполагается ограничиться только четырьмя федеральными стандартами (3 существующих ФСО плюс Кодекс этики). Остальные документы будут выходить в виде методических рекомендаций и методических разработок.

Марина Алексеевна напомнила, что Экспертно-консультативным советом по оценочной деятельности при МЭРТ были подготовлены 5 методических рекомендаций, в каждом из которых не удалось договориться буквально по одному принципиальному моменту: в бизнесе – по вопросу применения премий за контроль и ликвидность, в недвижимости – по вопросу наилучшего использования и т.п.

В настоящее время завершается работа по внесению изменений в существующие федеральные стандарты оценки.

Очень болезненный вопрос – методика выкупа земель для ГК «Олимпстрой», т.к. возникает много сложных вопросов.

Рассматривается вопрос о создании единой информационной базы по объектам недвижимости, в формировании которой готовы принять участие ведущие аналитики рынка недвижимости – Геннадий Моисеевич Стерник и Сергей Геннадьевич Стерник.

Также практически готовы методические рекомендации по оценке работ и услуг и по оценке прав требования (последние есть в нескольких вариантах).

Следующий большой блок вопросов – кадастровая оценка недвижимости. К 2011-2012 году ожидается появление большого объема работ по этому направлению. В настоящее время проводиться работа по пилотной апробации методики. Финансовая академия готовит образовательную программу, которую планируется начинать уже этой осенью.

Комитет по образованию собирается рекомендовать всем СРО ввести норму, в соответствии с которой оценщики будут обязаны проходить переподготовку не реже 1 раза в три года.

Необходимо решать вопросы, связанные с взаимодействием оценщиков и их работодателей. В случае увольнения оценщика, СРО иногда бывает невозможно получить отчет на проверку, поскольку оценщик не может истребовать у бывшего работодателя отчет.

Есть проблемы и по сохранению в текущих условиях компенсационного фонда. Держать деньги на расчетном счете нельзя, а вложения по схеме, указанной в законе, сейчас не гарантируют сохранение фонда в должном объеме.

В настоящее время возможно появление еще двух саморегулируемых организаций. На Конгрессе СМАО в Санкт-Петербурге 3-4 июля 2009 года планируется подписание соглашения с одной из новых СРО.

Марина Алексеевна считает, что для рынка важно регулирование не только физических, но и юридических лиц, и что в ближайшие несколько лет сообщество осознает такую необходимость.

Также Марина Алексеевна по итогам проверки СМАОс Росрегистрацией посоветовала обратить внимание остальных СРО на следующие вопросы: обновление справок о несудимости, документов об образовании, актуальность всех иных данных (в т.ч. о месте работы), сопоставление реестров и бухгалтерских данных по компенсационному фонду, наличие аналитической информации о деятельности своих членов.

Далее слово взял Председатель Комитета по этике НСОД Кувалдин Дмитрий Андреевич, который рассказал о нормативах трудозатрат на оказание оценочных услуг.

В законе о государственных закупках № 94-ФЗ роль качества услуги составляет не более 20%. Основные критерии – цена и сроки. Покупая услугу потребитель приобретает фактически обещание. В последствии оно может быть или выполнено, или нет. Первый шаг – внести изменение в закон от государственных закупках, чтобы при приобретении услуг вес фактора «Качество» составлял 45%. В идеале из закона о государственных закупках следует вообще удалить понятие услуги, он должен распространяться только на товары.

Сейчас разработаны нормативы трудоемкости и 13 моделей рекомендуемых нормочасов.

Если эти документы получится оформить в виде методических рекомендаций и утвердить их Национальным советом это также может поставить преграду демпингу.

Для борьбы с демпингом, предполагается использовать и Кодекс этики оценщиков, утвержденный в виде Федерального стандарта оценки. Соответственно демпинг признается не этичным, демпингующие оценщики, таким образом, будут нарушать федеральный стандарт, что может явиться основанием применения мер воздействия на оценщика. Кодекс этики разрабатывается и для членов НСОД.

Дмитрий Андреевич сообщил, что подготовлены предложения по изменению закона об оценочной деятельности, в соответствии с которыми оценщики должны иметь более 51% акций (долей) фирмы, при этом генеральный директор должен являться оценщиком и состоять в СРО. Было озвучено возражение, что функции Генерального директора иные, и ему для выполнения этих функций совсем не обязательно являться профессиональным оценщиком.

От потребителей оценочных услуг на Конференции выступил Козодаев Михаил Александрович, начальник Отдела оценки ОАО «ЛУКОЙЛ».

Он сообщил, что для работы с оценщиками в Лукойле задействованы 8 человек. Перед ними стоит четыре основных задачи.

1.    Экспертиза сторонних отчетов (не экспертируются отчеты по оценке движимого имущества стоимостью менее 10 млн рублей).

2.    Выполнение функций заказчика оценки от имени Лукойла.

3.    Аккредитация оценщиков.

4.    Участие в организациях и комиссиях, связанных с оценочной деятельностью (Национальный совет, АРБ, Экспертно-консультационный совет и т.п.).

Михаил Юрьевич тоже посетовал на демпинг в оценочной среде, поскольку его, как потребителя, очень сильно волнуют вопросы качества услуг (был представлен пример, когда тендер на оценку 64 узкоспециализированных программных продуктов со стартовой ценой в 2 млн рублей известная оценочная компания из Санкт-Петербурга выиграла за 250 тыс. рублей). При этом независимо от цены услуг, с оценщиков будет требоваться высочайшее качество, а если оценщик не сможет его обеспечить, то он может быть лишен аккредитации.

В Лукойле проверяют порядка 500-600 отчетов в год, при этом отмечены следующие основные проблемы.

1.    50% ошибок – отсутствие аккуратности. Как правило, это происходит из-за отсутствия проверки качества в оценочной компании. Поэтому при проведении следующей аккредитации компания не сможет получить доступ к оценке бизнеса без наличия у нее сертификации ISO 9001. Система менеджмента качества помогает исключать повторяющиеся ошибки.

2.    Формальный подход к «неосновным» разделам отчета: описание предприятия, анализ финансово-хозяйственной деятельности, аналитические обзоры, анализ наилучшего использования.

3.    Необходимо соблюдение всех формальных требований законов и стандартов.

«Злостные» нарушители будут лишаться аккредитации.

Есть проблема с двухуровневой системой стандартизации оценочной деятельности: ФСО и стандарты СРО. Такая система, по мнению Козодаева, вредна (поскольку создает противоречия) и от нее надо отказываться. Сейчас требованием Лукойла является подписание отчета только членами одной СРО.

Также был поднят вопрос о том, что экспертиза отчетов ничем не регламентируется. Это приводит к тому, что в суде могут «встретиться» два экспертных заключения от членов одной СРО: положительное и отрицательное. Эксперт не обязан ничего аргументировать, он также не несет никакой ответственности. Предложено создать отдельный ФСО по экспертизе отчетов.

Была затронута тема оценки работ и услуг. В соответствии с налоговым кодексом, при оценке работ и услуг используется вначале сравнительный подход, а при невозможности его применения – затратный. Доходный подход не может быть использован в этом случае. Такой порядок надо закрепить в методических рекомендациях, чтобы не было противоречий с действующими ФСО.

До конца не определено, является ли аренда услугой или нет. Гражданский кодекс и Налоговый кодекс расходятся в этом вопросе. При определении величины арендной платы также надо договориться о нецелесообразности оценки объекта аренды в случае, когда существует активный рынок аренды.

Вторую часть конференции – Круглый стол – открыл Президент МОО «Северо-Западное общество оценщиков по развитию оценочной деятельности» ( г.Санкт-Петербург) Баяндин Эдуард Петрович. По его мнению, изменения разрушили систему образования. Сейчас любой ВУЗ может готовить оценщиков. Надо ввести мировую практику, когда выпускник может стать оценщиком только проработав определенное время (например, 1 год) и приобретя базовый опыт.

Для качественной подготовки нужны тройственные соглашения СРО, ВУЗов и региональных отделений СРО. Поскольку периодичность плановой проверки и обучения одинакова – раз в три года – целесообразно синхронизировать эти процессы. Перед повышением квалификации оценщик сдает на проверку отчет, его изучают, ошибки разбирают во время обучения, по завершении повышения квалификации происходит плановая проверка, но уже без экспертизы отчетов.

Далее выступил Председатель профсоюза работников аудиторских, оценочных, экспертных и консалтинговых организаций Владимир Владимирович Пискурев, который сообщил о создании профсоюза, его целях и задачах (прим. автора – Пресс-релиз о создании Профсоюза).

Начальник отдела нормативного правового регулирования оценочной деятельности Департамента корпоративного управления Минэкономразвития Владислав Евгеньевич Федотов рассказал о вопросах, связанных с кадастровой оценкой недвижимости.

Переоценка начала 90-х годов явилась основным катализатором текущих проблем, в первую очередь по качеству отчетов, т.к. работа была достаточно прибыльной и легкой, а ответственности не было никакой. Сейчас грядет схожая по масштабу работа – кадастровая оценка недвижимости, но при этом вопросам качества уделяется существенное внимание. В настоящее время готовиться соответствующая нормативная база.

Среди основных обсуждаемых вопросов – кто будет являться заказчиком оценки: Российская федерация или субъекты федерации. С одной стороны потребителем услуг являются субъекты федерации, поэтому логично, что платить должны они. Но в этом случае появляется конфликт интересов, и оценщик может оказаться под серьезным давлением.

Внесена концептуальная поправка, исключающая из определения кадастровой стоимости слова «рыночная», т.к. кадастровая стоимость это «средняя температура по больнице», она должна стремиться к рыночной, но не всегда будет соответствовать ей.

Ведется работа с субъектами федерации по разъяснению, что земельный налог зависит не только от величины кадастровой стоимости, но и от ставки налога. Как правило, используются максимально возможные ставки, что приводит к повышенной налоговой нагрузке.

При проведении кадастровой оценки возникает много вопросов. В законодательстве нет определения единого объекта недвижимости, да на практике его может и не быть – когда улучшения и земля принадлежат разным собственникам. Есть вопрос по разделению стоимости между этими компонентами.

Скорее всего, работа по созданию нормативной базы по кадастровой оценке приведет к внесению изменений во многие документы: Земельный кодекс, Градостроительный кодекс и т.п.

Ведется работа и по созданию методических рекомендаций по кадастровой оценке. 2 документа уже опубликованы, а третий (по оценке лесных земель) не прошел антикоррупционную экспертизу – в документах неприемлемо использование слов «может», «рекомендуется» и т.п.

Вся информация, как утвержденная, так и проекты, публикуются на сайте Минэкономразвития.

Также почти подготовлены методические рекомендации по привлечению сторонних экспертов (сметчики, геодезисты и т.п.). Этот документ прописывает правила, следуя которым вопросы по профессиональным темам впоследствии будут адресоваться не оценщикам, а привлекаемым экспертам.

В ближайших планах Минэкономразвития «простимулировать» Национальный совет на скорейшую разработку методик. Экспертно-консультативный совет по оценочной деятельности при Минэкономразвитии не был распущен, его деятельность была временно приостановлена. Есть желание возобновить его работу. Будет проведена ревизия разработанных документов по оценке, после чего они будут переданы в Национальный совет. Владислав Евгеньевич напомнил, что на финишной стадии готовности находятся следующие методические рекомендации: оценка ценных бумаг и пакетов акций (бизнеса), оценка недвижимости, кадастровая оценка, оценка объектов интеллектуальной собственности, оценка прав требования, оценка работ и услуг.

В завершении Круглого стола с краткими докладами выступили Вице-Президент Российского общества оценщиков Ткачук Александр Юрьевич, Президент Ассоциации российских магистров оценки Рутгайзер Валерий Максович и Ректор института профессиональной оценки Кушель Александр Алексеевич, который настоятельно попросил СРО не делать различных требований по образованию оценщиков, а выступать единым фронтом.

Во второй половине дня собравшиеся поучаствовали в панельной дискуссии «Профессиональные компетенции оценщиков как фактор конкурентоспособности на рынке оценочных услуг».

 

Отдельные видеоматериалы конференции могут быть размещены на  сайте московской финансово-промышленной академии – http://www.mfpa.ru.

 

Материал подготовил Дерябин Юрий, Портал "Appraiser.RU. Вестник оценщика"

 

Просмотров: 5988
Вернуться
Перейти в архив
 

Разработка и дизайн сайта
«ИнфоДизайн» © 2005