31 марта 2004 года состоялся четвертый семинар-конференция "Регулирование и основные направления реформ в сфере оценочной деятельности". В семинаре приняли участие должностные лица бывшего Минимущества, отвечающие за законодательное обеспечение, лицензирование и контроль оценочной деятельности.
Открыл конференцию руководитель Департамента экономики и регулирования оценочной деятельности бывшего Минимущества России Георгий Алексеевич Коряшкин. Он сообщил собравшимся, что в настоящее время функции Минимущества переданы Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом.
Формирование рынка оценочных услуг в России можно разделить на три этапа:
-
стихийное формирование, закончившееся с принятием Федерального закона "Об оценочной деятельностив РФ";
-
жесткое государственное регулирование – период, продолжающийся по настоящее время. На данный момент выдано около 7 500 лицензий, проведено более 1 000 проверок, по результатам которых в каждом третьем случае выносились санкции;
-
саморегулирование оценочной деятельности, которое должно начаться с 1 января 2006 года.
В рамках перехода к саморегулированию была разработана модель развития оценочной деятельности, в соответствии с которой были подготовлены изменения в федеральный закон "Об оценочной деятельности в РФ".
Основными элементами этой модели являются:
-
обязательное членство Оценщика (здесь и далее под Оценщиком понимается юридическое лицо или ПБОЮЛ, являющиеся субъектами оценочной деятельности в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в РФ") в одной аккредитованной саморегулируемой организации оценщиков (СРО);
-
вводится понятие "специалист-оценщик" - это физическое лицо, непосредственно выполняющее оценку. Специалист-оценщик, подписывающий Отчет, должен состоять хотя бы в одном СРО;
-
для того чтобы общественная организация могла получить статус СРО, она должна иметь в своих рядах не менее 300 членов (Оценщиков или Специалистов-оценщиков), расположенных не менее чем в 30 субъектах РФ, а также систему контроля качества работы своих членов;
-
для создания условий по реальной работе механизма самоконтроля в СРО, и в связи с тем, что система страхования гражданской ответственности практически не работает (например, убытки, причиненные "заказной" оценкой не являются страховым случаем), создается компенсационный фонд. Взносы в компенсационный фонд вносятся однократно в сумме не менее 50 000 рублей (точная сумма может устанавливаться СРО) только Оценщиками (Специалисты-оценщики данный взнос не платят). Выплаты из компенсационного фонда производятся на основании решений суда или самой СРО. При этом в течение определенного времени размер компенсационного фонда должен быть восстановлен. Для того, чтобы избежать выплат, СРО будут вынуждены контролировать своих членов с целью повышения качества оказанных услуг. Таким образом, механизм "самоочищения" СРО становится на финансовые рельсы;
-
провинившийся Оценщик может быть через суд исключен из СРО. При этом исключение Оценщика из одного СРО является причиной отказа приема его в другие СРО в течение 3-х лет. Исключение из СРО может быть обжаловано в суде;
-
в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в РФ" и Административный кодекс водится понятие дисквалификации Специалиста-оценщика. Данная мера призвана повысить ответственность непосредственных исполнителей оценки.
В заключении выступления Георгий Коряшкин рассказал о новом направлении деятельности Оценщиков и консультантов, связанных с вопросами дивидендной политики государства.
Следующими докладчиками стали консультанты Департамента экономики и регулирования оценочной деятельности Минимущества России Ольга Владимировна Кевбрина и Магди Ильгизарович Хасанов, рассказавшие о практике проведения экспертизы отчетов об оценке объектов, выполненных по договору с Минимуществом России, ФГУП или акционерными обществами с долей РФ и порядке осуществления контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий, основных нарушениях и мерах по их устранению.
Проверка соблюдения лицензионных требований и условий проводится в двух случаях:
-
плановая, в соответствии с планом проверок, ежеквартально утверждаемых Минимуществом, в ходе которых исследуется три отчета и договора на проведение данных оценок;
-
внеплановая (по поступившим жалобам), когда помимо конфликтного отчета исследуются еще два.
Самым значимым элементом экспертизы является проверка используемых исходных данных и сделанных на их основе допущений.
Обязательным является соблюдение требований к отчету и договору, указанных в статьях 10 и 11 Федерального закона "Об оценочной деятельности".
Ошибки можно разделить на:
В договоре на оценку не следует забывать про фразу, что Оценщик ознакомил заказчика с действующими нормативными документами, регламентирующими оценочную деятельность.
Особое внимание необходимо обращать на указание основания проведения оценки. Это в первую очередь относится к оценщикам автотранспорта (действуют на основании заявки), судебным решениям и т.п. В обычных случаях необходимо указывать, что основанием для заключения Договора на оценку послужило письменное или устное обращение Заказчика.
Отчеты должны хранится в архиве Оценщика в прошитом, пронумерованном и скрепленном печатью виде, с подписями и печатями, т.е. это должна быть точная копия экземпляра, переданного заказчику.
Магди Ильгизарович пояснил значения "временных" терминов. Так, под "Датой проведения оценки" подразумевается дата осмотра, "Дата определения стоимости" является датой оценки, а "Дата составления отчета" это та дата, когда подготовлен Отчет, и с которой отсчитывается срок действия отчета.
Было отмечено, что в случае если сделка с объектом оценки не укладывается в 6 месяцев, Оценщик может актуализировать отчет – оставив неизменными расчеты, итоговую величину стоимости, дату проведения оценки и дату определения стоимости - изменить номер отчета и дату составления отчета. Естественно, это производится на основании нового договора.
Помимо цели оценки (например, определение рыночной стоимости) в отчете необходимо указывать и задачи оценки (например, для целей купли-продажи), при этом желательно избегать таких расплывчатых формулировок как "для принятия управленческих решений" или расшифровывать их.
Особое внимание было уделено и использованию цен предложений в расчетах. Позиция представителей Минимущества заключается в невозможности использования цен предложений в отчетах. При этом для выполнения оценки было предложено использовать любые данные о сделках и корректировать их на основании анализа рынка.
Вышеперечисленные вопросы вызвали оживленную и продолжительную дискуссию, и поэтому многие интересные вопросы, связанные с проверкой отчетов и типичными ошибками не были рассмотрены.
Заместитель руководителя Департамента экономики и регулирования оценочной деятельности Минимущества России Алена Валерьевна Верхозина выступила с докладом "Оценка стоимости в системе гражданско-правовых отношений. Разрабатываемые изменения в законодательство Российской Федерации об оценочной деятельности. Судебно-арбитражная правоприменительная практика в сфере оценочной деятельности".
Алена Валерьевна заявила, что заниматься оценкой, связанной с обязательным страхованием автогражданской ответственности, без лицензии на оценочную деятельность незаконно. Оценка стоимости находится только в компетенции лицензированного оценщика, при этом оценщик может совмещать функции оценщика и техника. Понятие "эксперта" в настоящее время на законодательном уровне не установлено.
Что касается оценки ущерба, то оценщику нужно быть очень внимательным при подобных работах. Определение величины ущерба находится в компетенции суда. Оценщику безопаснее (с точки зрения последующего возникновения претензий по результатам работ) оценивать не ущерб, а, например, стоимость восстановительного ремонта.
В последнее время наметилась тенденция, когда отчет об оценке признается ничтожным вследствие нарушений при заключении договора или не соблюдения формальных требований законодательства при оформлении отчета.
В связи с этим следует учитывать следующее:
-
наименование должностей в трудовых книжках и отчетах должны соответствовать указанным в квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих (Постановление Минтруда от 21 августа 1998 г. № 37), в соответствии с которым специалисты-оценщики подразделяются на оценщиков I категории, оценщиков II категории и оценщиков;
-
Отчет должен быть подписан руководителем компании и специалистами-оценщиками. Если руководитель одновременно является и исполнителем отчета, он в одном случае должен подписаться как руководитель, а в другом случае – как специалист оценщик. Если отчет подписывают несколько специалистов, необходимо указывать кем какой раздел отчета выполнялся. Это будет особенно актуально после введения саморегулирования, когда будет действовать персональная ответственность специалистов-оценщиков;
-
при заключении договора на оценку необходимо проверять, принадлежит ли объект оценки заказчику, иначе оценка будет незаконной.
В заключении Алена Верхозина прокомментировала включение в отчет ксерокопий лицензий, дипломов, правоустанавливающих и прочих документов. В том виде, в котором эти документы прикладываются к отчету, они не имеют никакой юридической силы. Информация о лицензии, страховании и перечень предоставленных документов должны указываться в отчете об оценке. Прикладываемые ксерокопии лишь раздувают отчеты. Во-первых, не все используемые документы могут быть действительны на дату оценки; во-вторых, в случае необходимости, их всегда можно запросить по реквизитам, указанным в отчете. Если оценщик хочет сделать "крутой" отчет, необходимо прикладывать или подлинники документов, или их нотариально заверенную копию. Также следует учитывать, что цифровые фотографии не рассматриваются как документ.
В заключении Конференции советник Департамента экономики и регулирования оценочной деятельности Минимущества России Инна Васильевна Бриндикова рассказала об интеллектуальной собственности как объекте оценки и проблемах инвентаризации результатов научно технической деятельности.
* * *
Следует еще раз подчеркнуть, что пока функции Минимущества выполняет Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
Соответственно сохраняется необходимость в предоставлении информации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление оценочной деятельности (Распоряжение МИО РФ от 2 сентября 2002 г. № 3061-р). Отправка осуществляется на те же адреса, что и ранее.
Также продолжается по прежним правилам деятельность по выдаче лицензий и внесения в них изменений. Телефоны отдела лицензирования: (095) 298-4234, 298-4207.
Информация о продлении лицензий появиться в мае 2004 года (в том числе и на сайтах www.mgi.ru и www.appraiser.ru) после уточнения некоторых вопросов, в первую очередь связанных с определением перечня необходимых документов и величины тарифа за переоформление. Оптимальное время для отправки документов на продление лицензии – за 2 месяца до окончания срока действия.
* * *
На семинаре-конференции были рассмотрены многие важные вопросы, связанные с функционированием рынка оценки и его развитием. Данный семинар, по моему мнению, полезен для практикующих оценщиков и руководителей оценочных компаний. Организаторы планируют в будущем его повторение. О сроках проведения будет сообщено дополнительно.
© Дерябин Юрий, "Appraiser.RU. Вестник оценщика", 31 марта 2004 г.
|